Сохранить и передать потомкам: история реставрации выдающихся памятников церковного искусства

Фонд Архистратига Божия Михаила совместно с представителями российского научного сообщества продолжает выявление и реставрацию выдающихся памятников церковного искусства, главных паломнических мест Святой Земли, в рамках масштабного проекта, начатого в 2022 году по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила. 

В этом материале речь пойдёт о двух уникальных святынях Гефсимании, спасённых от разрушения отечественными реставраторами Научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Одна из них – икона Успения Богоматери, созданная в 1904 году в Москве. Эта икона является важной частью убранства Храма Гробницы Пресвятой Богородицы.

Иконография образа восходит к Киево-Печерской иконе Успения Пресвятой Богородицы – одному из самых древних образов Богоматери, явленных на Руси. По преданию, чудотворная икона была принесена в 1073 году зодчими Константинополя преподобным Антонию и Феодосию, и стала первой и важнейшей святыней Киево-Печерской лавры, поскольку повеление о её перенесении на Русь константинопольские мастера получили от Самой Царицы Небесной. 

Иконы такого типа имеют горизонтальную форму, фигура Богородицы расположена на одре, обращённом изголовьем вправо. В центре, за одром, изображён Спаситель в мандорле, держащий на левой руке повитую в белоснежные пелены чистую душу Богоматери. По сторонам от Спасителя, в верхней части, изображены ангелы, по двум сторонам от ложа Пречистой Девы — одиннадцать Апостолов, кроме Фомы, чудесным образом перенесённые в Иерусалим по призыву Богоматери для прощания с Ней. 

Отличительным элементом иконографии является расположение в левой нижней части одра Богородицы дверцы реликвария, в котором, по преданию, находились частицы мощей мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефа, Иакова и Феодора, данные самой Божией Матерью для помещения в основание Успенского собора в Киеве.

Известно, что древняя икона была чрезвычайно почитаема с момента появления на Руси в XI веке – многократно спасала от эпидемий, избавляла от нашествий врагов, царь Петр I обращался к лаврской святыне перед Полтавской битвой. Даже после октябрьского переворота 1917 года и последовавших событий икона не покинула стен лавры. Только во время Великой Отечественной Войны и фашистской оккупации Киева эта великая святыня была вывезена в Восточную Пруссию и, по некоторым данным, погибла в пожаре. 

Самые ранние сохранившиеся воспроизведения типа Киево-Печерского Успения Богоматери датируются второй половиной XVII века. С 70-х годов XVII столетия почитание образа приходит в Москву. Списки чудотворной иконы выполняют царские изографы, лучшие мастера Оружейной палаты – Кирилл Уланов, Симон Ушаков. Создаваемые образы украшались драгоценными ризами и вкладывались высокопоставленными заказчиками в наиболее значимые русские храмы и монастыри. 

С середины XIX века многократно усилился поток русских паломников на Святую Землю. Святыни Иерусалима побуждали к поклонению огромное количество верующих из России, среди которых были представители всех сословий. Богатейшие вклады делали как члены царской семьи, аристократы, так и выходцы из купеческой среды. Иерусалим всегда притягивал взоры христиан со всего мира, но русское паломническое движение было наиболее выраженным – настоящий феномен. Неудивительно, что в Храме Гроба Господня и в Гефсимании мы видим в основном русские иконы и предметы декоративно-прикладного искусства. Часто эти предметы, драгоценные вклады, преподнесённые нашими благочестивыми предками, становятся исключительно важными в богослужебной практике Иерусалимской церкви, формируют облик святых мест. 

Такой значимой реликвией, самой древней из сохранившихся икон в Гефсимании – в Гробнице Пресвятой Богородицы, является спасённая в мае нынешнего года реставратором высшей категории Александром Анатольевичем Горматюком и попечением руководства Фонда Архистратига Божия Михаила, икона Успения Богоматери Киево-Печерская, убранная великолепным серебряным окладом с эмалевыми сегментами и драгоценными камнями.

Образ был создан в 1904 году в московской мастерской серебряных изделий Дмитрия Лукича Смирнова, существовавшей с 1883 по 1917 год. Д.Л. Смирнов получил статус Поставщика Его Императорского Величества, его работы были хорошо известны в Москве и в Петербурге. В мастерской Д. Л. Смирнова работали искусные мастера, умевшие выявить все свойства серебра, создавая изысканные убранства для святых икон. 

Мастерская Смирнова сотрудничала с лучшими иконописцами своего времени. Среди них Василий Павлович Гурьянов, Николай Никандрович Баканов и многие другие. В настоящий момент ведётся исследование для уточнения сведений о вкладчике — на окладе мы видим крупную надпись на греческом языке: «От игумена Иоакима Анифлитопулоса из Крита 1904».

Реставрационные работы проводились по благословению Иерусалимского Патриарха Феофила после обращения настоятеля Гефсиманского Храма архимандрита Иоакима к представителям Фонда Архистратига Божия Михаила с просьбой оценить состояние иконы и провести, если потребуется, реставрацию. 

В результате многочисленных подтоплений пространства Гефсиманского храма, которые происходили до середины прошлого века, многие иконы были утрачены. Особую озабоченность настоятеля вызывало состояние именно русской иконы Успения Богоматери, о ней он беспокоился больше всего, понимая, не будучи специалистом, что это не только почитаемый образ, но и выдающееся произведение церковного искусства и памятник истории. 

После предварительного обследования и снятия оклада перед специалистами предстала ужасающая картина – отсутствие благоприятных температурно-влажностных условий и профессионального мониторинга состояния сохранности памятника, пережитый потоп – всё это привело почитаемую икону в аварийное состояние. 

В процессе обследования специалисты обнаружили следы предыдущих попыток укрепления красочного слоя, которые не увенчались успехом и привели к ещё более пагубным последствиям. В течение десяти дней, что в реставрационной практике является практически невозможным, реставратору удалось провести противоаварийные работы, стабилизировать состояние иконы, выполнить тонировки, воспроизвести утраченные фрагменты живописи. Кроме того, были даны рекомендации по дальнейшему наблюдению и поддержке оптимального состояния памятника.

Кроме иконы Успения Пресвятой Богородицы, по просьбе архимандрита Иоакима, были проведены реставрационные работы по укреплению и реставрации живописи ещё одной уникальной Иерусалимской святыни — плащаницы Пресвятой Богородицы. Это уникальное произведение русского церковного искусства середины XIX века, прототип всех распространённых в России со второй половины XIX века плащаниц Богоматери, которые можно увидеть во многих русских храмах и монастырях во время богослужений праздника Успение Пресвятой Богородицы.

Иерусалимская плащаница Пресвятой Богородицы постоянно пребывает в Малой Гефсимании – в подворье Гефсиманской обители, напротив входа в Храм Гроба Господня. И только в дни богослужений праздника Успения Богоматери крестным ходом святыня переносится в Гефсиманию, символизируя погребальную процессию, совершаемую Апостолами.

Эта плащаница представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе. Образ с обеих сторон убран тонкой работы серебряным окладом с позолотой. Венец богато и изысканно украшен драгоценными камнями и привесками. Так называемая риза и сама живописная икона в 1840-х годах была преподнесена в дар на Святую Землю графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской – камер-фрейлиной двора Его Императорского Величества, дочерью графа Алексея Орлова. 

Анна Алексеевна была известна своими многочисленными делами благотворительности и попечения о благоукрашении храмов и монастырей не только в России, но и за рубежом. В этом кратком обзоре мы коснулись некоторых фактов современной истории и бытования только двух предметов — двух выдающихся произведений русского церковного искусства, но это всего лишь крупицы, пусть и драгоценные, невероятно обширного наследия, богатейшего пласта русской духовной культуры, созданного предыдущими поколениями русских богомольцев. Эти факты являются не только важным историческим свидетельством русско-иерусалимских связей, переживавших бурный расцвет в середине XIX века, но и затрагивают тему преемственности, возрождения и укрепления русского присутствия на Святой Земле.

Наталия Горькова