Эксперты обсудили процесс цифровизации образования в России и влияние информационных технологий на здоровье детей

Проблемы реформы национального образования в России обсудили представители общественных организаций и эксперты в ходе круглого стола «Информационная безопасность детей в эпоху цифровизации». Мероприятие состоялось 12 апреля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В начале дискуссии краткий обзор последних инициатив, связанных с цифровизацией образования, представила член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анна Швабауэр.

«Анализ правовой базы методических документов показывает, что цифровизация была задумана задолго до пандемии коронавируса. Мы не против инноваций и цифровых технологий как таковых, однако мы против разрушения полноценной системы образования, против разрушения когнитивных способностей детей и их здоровья. К сожалению, исследование документов показывает, что такие риски существуют», — сказала Швабауэр.

Она отметила, что действующее законодательство уже допускает использование дистанционных образовательных технологий в российских школах:

«Согласно принятому в 2018 году нацпроекту «Образование», к 2024 году во всех субъектах РФ должна быть внедрена «целевая модель цифровой образовательной среды». В конце 2020 года было принято постановление правительства по внедрению в рамках эксперимента цифровой образовательной среды. При этом в документе говорится, что целью эксперимента является использование цифровой образовательной среды на постоянной основе».

По словам члена экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права СФ, на данный момент по всей России родительская общественность озабочена массовым внедрением технологий в обучение детей.

«К нам поступает очень много жалоб из разных регионов. К примеру, в Белгородской области в конце августа в родительском чате одной из школ сообщили, что класс становится цифровым и необходимо прийти, и получить гаджеты для обучения. Этот процесс был приостановлен только благодаря сопротивлению родителей, которых даже не уведомили в чём суть «цифровой» школы, которая навязывается», — заключила Анна Швабауэр.

Постоянные обращения по поводу несогласия с внедрением цифровой образовательной среды в школах приходят и специалистам Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.

«С родительскими организациями не ведётся работа со стороны чиновников. Хочется понять во всех ли регионах, где проводится эксперимент были получены разрешения от родителей. Существует некая неразбериха и путаница в госструктурах, когда Роспотребнадзор рекомендует запретить использование смартфонов в школах, а Министерство просвещения не так давно проводит презентацию образовательной платформы «Сферум», в ходе которой демонстрируется видеоролик, где все дети в классе держат в руках гаджеты», — рассказала председатель Попечительского совета Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елена Мильская.

Как подчеркнула глава Национального центра, попытки использовать современные платформы для образовательного процесса не приведут к положительному результату

«Современные соцсети настолько загрязнены, что в первую очередь надо решить вопрос с модерацией, установить по какому принципу загружается контент в соцсети и почему там появляются ролики зацеперов, трэш-стримы, издевательства над людьми. При этом площадки зачастую не удаляют противоправный контент. Когда мы поймём, что социальные сети не несут негативных материалов, тогда и стоит размещать там образовательный контент», — пояснила она.

При этом Елена Мильская добавила, что необходимо обязать платформы привести стандарты модерации контента в соответствии с законом о «самоцензуре соцсетей», вступившем в силу с 1 февраля 2021 года

По статистике Лиге безопасного интернета, которую озвучила директор Лиги Екатерина Мизулина, под влиянием запрещенного и деструктивного контента на данный момент находится около 8 млн подростков в России.

«Мы настаиваем на том, чтобы Роскомнадзор предпринимал какие-то более решительные меры в отношении Twitter вплоть до полной блокировки на территории России, поскольку это издевательство над нашим государством и законами», — добавила Екатерина Мизулина.

Она напомнила, что сейчас ведётся работа по подготовке предложений для изменения концепции информационной безопасности детей.

«Новая концепция инфобезопасности должна охватывать не только социальные сети, но и любую информационную продукцию, которая распространяется в детской среде, в том числе телевидение, где сейчас практически нет пригодного контента для детей», — отметила директор Лиги безопасного Интернета.

Также в рамках круглого стола участники обсудили опасность полной или частичной коммерциализации образования в России.

«Никакой искусственный интеллект не сможет заменить учителя ни через 10, ни через 30 лет, это выдумка. В сегодняшней риторике участников образовательной реформы используются термины венчурных капиталистов, которые рассматривают образование как отрасль, которую можно разделить для извлечения прибыли. Мы имеем дело с попыткой приватизации образования под лозунгами цифровизации» — заявил член Совета по правам человека при Президенте РФ Игорь Ашманов.

По мнению директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, процесс цифровизации может привести к введению платного образования для части населения России: «Какая-то прослойка будет получать очное образование, но большая часть населения будет учиться в дистанционной форме. Именно этот момент больше всего беспокоит родителей. По сути это попытка оптимизации образования по сценарию, который был применен в отношении здравоохранения. К счастью медицину удалось частично отстоять», — считает Мизулина.

При этом эксперты отметили в ходе обсуждения, что зачастую образовательные эксперименты проходят под влиянием иностранных корпораций.

«Я напомню иезуитский лозунг: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Мы наблюдаем гибридную войну в отношении России. Я считаю, что мы можем делать выводы о том, что цифровизация образования – это важная часть стратегии Пентагона в области гибридной войны. Основными выгодоприобретателями являются Cisco Systems, Dell, Samsung, LG, Oracle, Microsoft. Почему мы внедряем американские технологии в нашу образовательную среду?» — заявила журналист Анна Шафран.

Подводя итог круглому столу председатель Попечительского совета Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елена Мильская, подчеркнула, что на данный момент родительское сообщество требует приостановить цифровизацию школ, провести открытые экспертные обсуждения и ввести гарантию очного обучения для исключения его подмены дистанционным форматом.

«Неужели у нас государство согласно, что образовательные процессы из школы переходят в соцсети. Можно сказать, что школа может отмереть как институт. Нам предлагают индивидуальные траектории и самообразование учеников, то есть государство отказывается выполнять свою образовательные обязанности и передаёт эту функцию частным корпорациям. Этого не должно быть, это прямая угроза национальной безопасности нашей страны», — заключила Мильская.