Для русской золотосеребряной промышленности вторая половина XIX века стала временем бурного технологического и художественного развития, приведшим к всемирному признанию отечественных ювелиров. Это время подъема национальных идей, воплотившихся в русском искусстве в поиске нового художественного стиля. Подлинным выразителем нового духа времени становится Русский стиль, который апеллировал к разновременным византийским и древнерусским образцам XV-XVII веков.
Грандиозный новооткрытый комплекс русских церковных светильников, изготовленных специально для Храма Гроба Господня, наиболее ярко выражает «национальные» традиции такими, какими они бытовали в сознании художников XIX века. Комплекс состоит из десяти паникадил, созданных на средства представителей различных российских сословий и датированных 1891-1894 годами.
В 1891 году по заказу московского купца 2-й гильдии Федора Никитича Самойлова (1817-1893/5) известным ювелирным домом Федора Алексеевича Овчинникова первым было выполнено почти четырехметровое паникадило, предназначавшееся для храма Живоносного Гроба Господня. Проект был реализован при содействии представителя Иерусалимского Патриархата в Москве архимандрита Милетия.
Конструктивно светильник состоит из трех ярусов, постепенно сужающихся кверху. Каждый из ярусов выполнен в форме звезды и увенчан свечниками, замененными в ходе реставрации со свечного типа освещения на электрическое. Из выписки духовного завещания становятся известны сведения о внушительной сумме, пожертвованной Федором Никитичем для поминовения души на Святой земле: «в Старый Иерусалим в пользу православного храма при Гробе Господнем три тысячи рублей на освещение храма». Сведения о вкладчике, времени и фабрике, изготовившей паникадило, достоверно известны из сохранившейся вкладной эмалевой надписи.
Золотосеребряная фабрика была основана в 1881 году Алексеем Акимовичем Овчинниковым, приходившимся братом Павлу Акимовичу. Затем дело Алексея Акимовича было продолжено сыном — Федором Алексеевичем. Производство Ф.А. Овчинникова специализировалось сначала на изготовлении церковной утвари, а позднее – посуды и предметах личного обихода. Известно о существовании предприятия до 1908 года. В мастерской, находившейся в Москве, на Новой Басманной, было изготовлено паникадило, впоследствии вложенное в храм Гроба Господня в Иерусалиме, где провисело в Кафоликоне до 1939 года. Тогда патриархом Тимофеем было принято решение о поновлении, принадлежащей православным грекам части храма и демонтаже всего внутреннего убранства Кафоликона.
Наиболее масштабное паникадило 1892-1893 годов, вероятно, выполненное также по заказу Федора Никитича Самойлова, выглядит празднично и грандиозно как по замыслу, так и по размерам. Шестиметровый всесвещник представляет собой многосоставный памятник, имеющий в качестве доминанты вертикальную ось, к которой крепятся все последующие конструктивные элементы. Безусловно, самой роскошной составляющей паникадила являются монументальные горельефы апостолов, виртуозно выполненные в технике литья без дальнейшей проработки чеканом, что свидетельствует о выдающемся таланте скульптора и виртуозном мастерстве литейщика.
К другим отличительным технико-технологическим приметам относится обращение к литью отдельных элементов из меди, что, учитывая высокую температуру плавления металла, является затруднительным и поныне. Для монтажа шести- и четырехметрового паникадил потребовались сложные инженерные расчеты, включающие расчет нагрузки для подбора класса прочности крепежа. Известны и более камерные паникадила, датированные 1892 и 1894 годами, что позволяет сделать вывод о череде масштабных вкладов на Святую землю со стороны российских жертвователей.
После начала комплексной реконструкции Кафоликона в 1939 году большая часть светильников была перенесена на хранение в помещение старой патриаршей трапезной над приделом святого апостола Иакова. В 2022 г. Патриарх Иерусалимский Феофил III обратился с просьбой оказать содействие в создании музея Иерусалимского Патриархата к руководителю Российского Фонда святого Архистратига Божия Михаила Елене Мильской. По её поручению в феврале 2023 г. Иерусалим посетили сотрудники ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева»: заведующая отделом экспертизы и научных заключений Жанна Белик, заведующая отделом научной реставрации Ольга Труфанова, а также сотрудники Фонда. Задачи делегации — выявление и оценка состояния экспонатов для будущей экспозиции.
Сотрудником отделения ЮНЕСКО Ставросом Андреу и российскими специалистами в помещении старой трапезной были обнаружены металлические детали нескольких светильников в разобранном, крайне руинированном состоянии. Однако, по оценкам российских специалистов, удивительным является сам факт, что, несмотря на неоднократную смену политического строя и прочих объективных факторов, Иерусалимский Патриархат сумел сохранить до наших дней эти уникальные образцы церковно-прикладного искусства XIX века.
В ходе встречи с Патриархом Феофилом был предоставлен отчет о выявленных для будущей экспозиции экспонатах. Патриарх, узнав о Паникадилах, сообщил, что готов вновь украсить отреставрированными светильниками Кафоликон Храма Гроба Господня.
По поручению Е. Мильской в кратчайшие сроки был произведен подбор специалистов для реставрации художественного металла. В марте-апреле 2023 г. художником-реставратором Виктором Савиловым был проведен первый этап реставрации трехъярусного паникадила, в ходе которого были отреставрированы и восстановлены эмалевые бортики «гребенки», украшающие торцевые стороны всех рядов светильника, позолочен центральный столб, восстановлены эмалевые элементы центрального столба, очищены от патины свечники и декоративные элементы. В мае-июне 2023 г. в ходе второго этапа реставрационных работ была проведена электрификация 72-свечного паникадила. В июле 2023 г. паникадило было установлено в Кафоликоне.
Самое сложно было впереди. Как уже упоминалось, все светильники хранились в разобранном состоянии, и задача скорее напоминала сборку пазла без картинки. Помог случай — настоятель храма архиепископ Исидор показал несколько старых фотографий внутреннего убранства храма, на одной из которых российские реставраторы разглядели паникадила.
Стало понятно, что это не один, а 4 светильника. Реставрация проходила долго и тщательно с марта по октябрь 2023 года. Блаженнейший Патриарх настолько заинтересовался процессом восстановления, что сам контролировал даже этапы.
Когда процесс был закончен, перед нашими специалистами встала новая задача — размещение и подвеска светильников в храме. Специально для этого на высоту 21 метра были возведены строительные леса. Обнаруженные в куполе старые крепления доверия не вызывали и было принято конструктивное решение установить новые крепежи, для чего были использованы сертифицированные в Израиле материалы.
Рабочие, специально прошедшие курс подготовки для высотных работ, приступили к процессу подвески, который занял две недели. Даже съёмочная группа телеканала «Россия» была допущена для съемок в куполе только после проведения «высотного» инструктажа.
Однако предстоял еще один сложный этап – разборка лесов. Внутри конструкции находится бесценное произведение искусства, справа и слева только что подвешены еще два светильника. Кто хоть раз работал с лесами, знает, насколько трудоёмкий процесс разборки, а тут он еще осложнён необходимостью не допустить падения даже самого маленького элемента вниз.
14 октября, в день самого русского праздника – Покрова Пресвятой Богородицы – через 84 года, русские светильники, вновь занявшие свое историческое место у Живоносного Гроба Господня, засияли во всей своей красе. Руководитель Фонда Елена Мильская в своём интервью отметила: «Конечно, ни с чем не сравнимое чувство присутствия при событии, когда восстанавливается история. И особенно отрадно, что с просьбой о реставрации русских церковных светильников для храма Гроба Господня Иерусалимский Патриарх обратился именно к представителям Российской реставрационной школы. И наши ребята не подвели, не посрамили ни доверие Патриарха, ни высокое звание российского реставратора».
Фонд выражает особую благородность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Посольству России в Израиле за помощь, оказанную в процессе реставрации.