Российские специалисты славятся по всему миру умением работать с великими святынями, благодаря ответственному отношению и умению принимать самые сложные вызовы. Поэтому отечественным инженерам доверили установку света в куполе Храма Живоносного Гроба Господня в Святом граде Иерусалиме.
Прошло уже достаточно много времени с того момента, когда была реализована первая подсветка мозаичного купола над Кафоликоном Храма. На тот момент, когда монтировался первый свет, технические возможности были гораздо белее скромные, а оборудование не позволяло раскрыть всю красоту мозаичного убранства. Световая установка была построена на ламповых приборах газоразрядными источниками света, излучавшими только белый, «холодный» свет, в качестве побочного явления она излучала большой объем тепла и пульсации, нанося тем самым урон смальте.
Концепция «Свет в святыне» была продумана сотрудниками Фонда совместно с российскими инженерами и опытными художниками по свету. Задача была непростой: необходимо было учесть все тонкости архитектуры святого места, его значение и красоту. Эстетическая подача, одухотворенность и благородство изображений на куполе стали главными ориентирами в работе. Поэтому для реализации проекта было отобрано превосходное российское оборудование с улучшенной цветопередачей, надежной конструкцией, с возможностью гибкой настройки, долговечное и безотказное в эксплуатации.
Подгонка, установка и монтаж оборудования «на месте» начались с тщательной проверки осветительных приборов на предмет соответствия жестким требованиям Государства Израиль. Российское световое оборудование с честью выдержало все испытания, доказав в очередной раз отменные эксплуатационные параметры и возможность работы с самыми деликатными и ценными историческими и архитектурными объектами. Оборудование получило разрешение на монтаж. Первая часть работ включала в себя разводку линий питания и установку «закладных» точек, вторая, самая ответственная, — монтаж и художественная постановка света в куполе — стала возможна после получения всех разрешений.
Светлый лик Христа ожидаемо стал главным акцентом в работе инженеров и художников по освещению. Для более точной юстировки использовали осветительные приборы с возможностью настройки угла свечения от 10 до 60 градусов. Приборы отбирались двух типов – «теплое» освещение, которое выделяет золотые элементы мозаичного покрытия и лика, а также нейтрально-белый свет, который подчеркивает яркие красные и синие тона одежд и кругового обрамления. Помимо этого, отдельное линейное осветительное оборудование устанавливалось и для барабана купола, чтобы подчеркнуть его невесомость и легкость архитектуры, привлечь внимание к колоннам, аркам и оконным проемам. Для этого были подобраны особенные приборы с круговой оптикой для оконных арок и линейные светильники для ниш купола.
Все работы наши специалисты проводили на 25-метровой высоте, так что всем понадобилась спецподготовка, для этого в Москве все прошли курс подготовки для высотных работ.
По концепции российских специалистов, система освещения заработала в двух режимах: праздничный свет для важных мероприятий, когда горят все светильники, атмосфера полна торжества и ликования, и камерный режим, где деликатно, уютно подсвечивается лик Христа (работает часть приборов с теплым светом) и выделяется золотая мозаика, создавая обстановку доверия и надежды на светлое и доброе.
Результат, полученный после монтажа осветительной установки, можно посмотреть на рисунках 2 и 3.
Еще один уникальный и сложный прием, который с успехом реализовали российские специалисты, контурная подсветка колонн в окнах (можно посмотреть на рисунке 4).
Белый свет в контрасте с золотым создает ощущение легкости и ажурности, словно на колонны и окна накинуты тончайшие кружева. Такой прием удалось выполнить благодаря правильному подбору оптики приборов, точнейшему расчету места установки и мощности приборов.
В заключение хочется сказать особенные слова о наших ребятах, сотрудниках фонда, инженерах, художниках по свету, монтажниках, профессионализм и самоотверженность которых позволили внести еще один российский вклад в украшение храма Святого Гроба. Работать часто приходилось по ночам, в дождь, на скользком покрытии, неоднократно при настройке менять вручную, а затем фиксировать угол наклона слепящих светильников, но российские специалисты, как всегда, с честью выдержали все испытания.
Над установкой света в куполе работали сотрудники компании «ЛАБИОН»: художник по свету Наталья Никифорова, инженер Антон Игнатов, технический директор Сергей Красильников, электромонтажники Сергей Максимов и Владислав Черноиванов.
Подробнее об установке подсветки — в фильме Сергея Пашкова «Русские у Гроба Господня».