Популяризация духовно-просветительских фильмов

Фильм «Лука»

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? Отец Валентин ответил: — Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель? Следующий вопрос: — Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога? — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Синопсис

1917 год. Молодой врач Валентин Войно-Ясенецкий с женой и четырьмя детьми переезжает в Ташкент в надежде на то, что перемена климата излечит больную туберкулезом жену. Город охвачен гражданской войной и интервенцией.

Войно-Ясенецкий возглавляет городскую больницу. Каждый день контингент его больных меняется. Жестокость, с которой люди уничтожают друг друга, становится все более очевидной.

Во время подавления мятежа в 1919 году, Войно-Ясенецкий по наговору попадает под трибунал «тройки» и только чудом остается жив. В городе орудует ЧК – во всех бедах ищут виноватых. Одно из направлений работы органов – охота на религиозных деятелей. Войно-Ясенецкий продолжает фанатично трудиться в больнице и пишет свой главный научный труд «Очерки о гнойной хирургии».

Смерть жены в 1919 году заставляет его шире раскрыть глаза на действительность. Оказавшись в одиночестве с четырьмя детьми в революционной вакханалии, он ищет свой путь, все больше всматриваясь в религию.

В 1921 году, в разгар репрессий против церковных служителей, Войно-Ясенецкий принимает странное для окружающих и единственно допустимое для себя решение: он становится священником. С тех пор Войно-Ясенецкий никогда не изменяет ни скальпелю, ни кресту — он проходит с ними через всю свою тяжелую ссыльную и многотрудную жизнь, врачуя душу и тело.

Призы и награды

Фильм «Лука» получил главный приз на Грузинском международном фестивале

С 13 по 17 декабря 2013 года картина «Лука» приняла участие в VIII Международном кинофестивале «Крест Святого Андрея» (г. Тбилиси). 17 декабря на церемонии закрытия кинофорума были объявлены победители. Главным призом «Крест Святого Андрея» за лучший художественный фильм наградили картину «Лука». Также фильм получил еще один приз от Христианской киноассоциации «За выбор героя и бережное отношение к личности Святого врача преданного Богу и профессии».

Фильм «Лука» получил специальный приз кинофестиваля в Москве

09 ноября 2013 года украинско-белорусская картина «Лука» стала обладателем специального приза Светланы Медведевой «За глубокое раскрытие темы «Воплощение святости на экране», на юбилейном ХХ международном кинофестивале “Лучезарный ангел”. Это уже четвертая награда международных кинофорумов ленты за последний месяц.

В программе кинофорума в этом году было представлено свыше 160 фильмов из 11 стран.

Фильм «Лука» получил приз МКФ в Минске

08 ноября 2013 года объявил своих победителей XX международный кинофестиваль “Листопад” в Минске.
Украинско-белорусский фильм “Лука” стал обладателем специального Приза президента Республики Беларусь А. Лукашенко «За гуманизм и духовность в кино». Награду генеральному продюсеру фильма Олегу Сытнику вручил директор кинофестиваля «Лiстапад» Геннадий Давыдько.

Фильм «Лука» с Екатериной Гусевой, Виталием Безруковым и Андреем Самининым получил два главных приза международного кинофестиваля «Покров»

14 октября 2013 года на торжественной церемонии в Киеве были названы победители XI МКФ «Покров». Из 150 фильмов более 60 картин стали участниками конкурсных программ фестиваля, а призеров в четырех основных категориях определило авторитетное жюри во главе с Егором Бенкендорфом.

Главный приз кинофорума в основном конкурсе игрового кино получил украинско-белорусский фильм «Лука», в основе сюжета которого — драматичная судьба величайшего хирурга и священнослужителя – В. Ф. Войно-Ясенецкого (Луки). А исполнитель главной роли Луки в зрелые годы – Виталий Безруков – признан лучшим актером.

Это была мировая премьера фильма «Лука», производство которого завершилось всего месяц назад, а работа длилась около трех лет при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино и Министерства культуры республики Беларусь.

Представили фильм украинской публике исполнители главных ролей Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виталий Безруков, Алексей Шевченков, которые рассказали насколько волнительно и ответственно создавать достоверные образы реально существующих известных героев, а тем более, если речь идет о жизненном пути одного из самых известных и почитаемых канонизированных святых как на территории СНГ, так и за его пределами.

Андрей Саминин, актер: У Святителя я взял для себя: никогда не отчаиваться и не терять веры. Этот человек, человечище, причисленный к лику святых, не требует дополнений, своих взглядов, каких-то киношных находок. Масштаб личности этого человека и мой масштаб – несопоставимы. Поэтому главное было – не навредить.

Екатерина Гусева, актриса: Я очень горжусь ролью Анны – любимой супруги Войно-Ясенецкого (Святителя Луки). Наверное в первую очередь потому, что я сама верующая и стараюсь научить этому своих детей.

Виталий Безруков, актер: Непросто играть священника, тем более Святителя… В кадре меня «НКВДшник» бил в челюсть по-настоящему. Для этой роли я похудел на 20 кг. Передать весь драматизм жизни Святителя Луки – это очень сложная задача. Поэтому я понимал, какая ответственность на мне.

Алексей Шевченков, актер: Мы в жизни часто уверены в чем-то. Более того – убеждены. И как выясняется позднее, часто ошибаемся. Потому что без Бога в сердце, без веры, даже благие поступки бывают отнюдь не благими.

По словам генерального продюсера фильма Олега Сытника, в ближайшее время фильм примет участие в авторитетных кинофестивалях России, Греции, Республики Беларусь и Италии, а уже в 2014 году выйдет в прокат.

История жизни

В. Ф. Войно-Ясенецкий (27 апреля 1877 — 11 июня 1961)

Родился 27 апреля 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.

Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.

Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет Сам Иисус Христос.

В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским. Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, 84-летний архиепископ Лука отошел к Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.