В 2024 году коллектив Фонда Архистратига Божия Михаила продолжил работу по сохранению духовных ценностей и сбережению культурного наследия России, а также оказанию помощи нуждающимся.
Вспомним основные события прошедшего года.
В январе проведены работы по установке освещения в куполе Храма Живоносного Гроба Господня в Святом граде Иерусалиме. Сотрудники Фонда совместно с российскими инженерами и опытными художниками по свету разработали и реализовали концепцию «Свет в святыне», которая учитывала все тонкости архитектуры святого места, его значение и эстетику. Благодаря работе специалистов, а также грамотно подобранному российскому оборудованию, удалось достичь задуманного — в куполе храма появилась новая система освещения, состоящая из двух режимов: праздничный свет для важных мероприятий и камерный режим.
При поддержке Фонда были восстановлены лампады для иконостаса главного монастырского храма в честь Святого Креста в Иерусалиме. С начала XX века лампады были помещены в хранение, теперь обновлённые они будут украшать храмовое пространство одного из самых древних монастырей Святой Земли.
Накануне Светлого Христова Воскресения осуществлена доставка и установка русских колоколов, отлитых воронежскими мастерами, на колокольню монастыря Иоанна предтечи на месте крещения Спасителя на берегу реки Иордан.
Одновременно, на страстной седмице перед Пасхой в храм Успения Пресвятой Богородицы на территории посольства России в Китае доставлен образ святого великомученика и целителя Пантелеимона взамен утраченного после закрытия храма. Во время визита руководителя Фонда Елены Мильской в Китай в июле 2023 года настоятель храма – иеромонах Иннокентий (Колесников) —рассказал об иконе святого, потеря которой явилась значимой утратой для общины. Теперь в рамках комплексной помощи приходу восстановлены несколько больших киотов и образ святого великомученика.
В продолжение проектов, связанных с восстановлением православных святынь на Святой Земле, Фонд совместно со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря отреставрировал 120-летнюю икону Успения Пресвятой Богородицы, которая является важной частью убранства Храма Гробницы Божией Матери в Гефсимании. Кроме иконы Успения, по просьбе митрополита Иоакима, были проведены работы по укреплению и реставрации живописи ещё одной уникальной Иерусалимской святыни — плащаницы Пресвятой Богородицы.
Отдавая дань уважения российским государственным деятелям, внесшим весомый вклад в русское присутствие на Святой Земле Фондом проведена реконструкция захоронения генерального консула Василия Кожевникова – знаменитого дипломата, дважды возглавлявшего консульство Российской империи в Иерусалиме, с 1866 по 1876 гг. и с 1880 по 1885 гг. Деятельность дипломата по укреплению христианского присутствия на Ближнем Востоке была удостоена множеством наград. Видимыми следами деятельности являются два русских монастыря — в честь святой Марии Магдалины и Вознесения Господня, участки для которых были приобретены лично В. Кожевниковым в XIX веке. Долгое время место захоронения российского дипломата оставалось безвестным, но благодаря поисковой работе российских дипломатов могила была найдена и восстановлена Фондом.
По просьбе Блаженнейшего патриарха Иерусалимского Феофила отреставрировано и заново электрифицировано 100 русских лампад в ротонде большого купола Храма святого Гроба Господня.
В октябре 2024 года Успенский приход в Пекине отмечал 15-летие со дня восстановления и второго освящения храма. К этой дате титаническими усилиями наших сотрудников была сделана роспись храма и обустроена новая экспозиция музея истории Российской духовной миссии в Пекине.
В кратчайшие сроки, всего за 100 дней, палехские иконописцы расписали святыми ликами и узорами, в русской иконописной традиции, 500 кв. м внутреннего пространства храма. Последние штрихи наносились, когда в храме уже проходил демонтаж строительных лесов. Освящение росписи состоялось после торжественной литургии 19 октября 2024 года.
Помимо росписи, фактически заново был создан музей истории Российской духовной миссии. Полностью изменено музейное пространство, изготовлены новые витрины и информационные стенды, установлено специальное музейное освещение, но самое главное, то что формирует музей, это конечно же, экспонаты. Исключительно благодаря личной позиции руководителя Фонда – Елены Мильской – на аукционных площадках, из частных коллекций были приобретены предметы, ставшие экспонатами музея, повествующего об истории российского присутствия в Китае. Самым ранним артефактом стал лист из молитвослова 1480 г.
К формированию пространства были привлечены ведущие российские специалисты и музейные дизайнеры, благодаря работе которых экспозиция стала современной и интересной.
Последней, реализованной в этом году, инициативой Фонда стала реставрация русского масляного паникадила на Голгофе и замена металлической накладки с изображениями страстного цикла на месте распятия Христова. Фигурное металлическое изображение, над которым трудился целый коллектив под руководством мастера по обработке художественного металла Виктора Савилова, было изготовлено в Москве, доставлено и установлено в Храме в день одного из самых почитаемых христианских праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Наша деятельность не ограничивается исключительно сохранением и восстановлением духовных ценностей, работа ведётся и по другим направлениям.
В частности, для бойцов, которые проходят реабилитацию после тяжёлых травм в Московском клиническом центре инфекционных заболеваний (МКЦИБ) были переданы 43 инвалидные коляски.
«Именно сейчас, в годы испытаний, которые выпали на долю нашей страны, я считаю, как никогда, важным проявлять человеческое участие и оказывать деятельную помощь российским воинам, которые с оружием в руках отстаивают наше с вами право жить и развиваться в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иначе не будет ни страны, ни тех, для кого наш фонд старается сохранить и преумножить духовную и историческую память», – прокомментировала доставку медицинского оборудования Руководитель Фонда Архистратига Божия Михаила Елена Мильская.