Продолжается миссия Фонда на Святой Земле

На месте распятия Господня на святой горе Голгофе в Храме Живоносного Воскресения и святого Гроба Господня сейчас находится православный придел. Престол, на котором совершается литургия, одновременно является местом паломнического поклонения. Тысячи людей ежедневно возносят свои молитвы у места, где находился святой Крест.

Под святым престолом есть место, где богомольцы имеют возможность прикоснуться непосредственно к скале, на которую излилась кровь Спасителя мира. В середине 80-ых годов прошлого века над этим местом была установлена круглая металлическая накладка, изготовленная греческими мастерами, с пятью сценами страстного цикла (бичевание, возложение тернового венца, пригвождение ко кресту, распятие, снятие со креста). Серебряные оклады икон были изготовлены в России в середине XIX столетия, о чем свидетельствуют вкладные надписи, расположенные на краях риз, предстоящих у распятия Пресвятой Богородицы и св. апостола Иоанна Богослова.

Сотни миллионов губ и рук паломников и туристов со всего света за это время прикоснулись к этому изображению, и со временем оно настолько вытерлось, что местами стали проступать отверстия, протёртые в металле, а сами сцены было сложно различить.

По благословению Предстоятеля Иерусалимской православной церкви Блаженнейшего Патриарха Феофила настоятель храма Живоносного Гроба Господня архиепископ Исидор обратился к специалистам Фонда, проводящим реставрационные работы на Святой Земле с просьбой отреставрировать обветшавшее металлическое изображение.

В ходе исследования состояния накладки российскими экспертами было вынесено заключение о нецелесообразности реставрации имеющегося круга с иконами, и руководством Фонда предложено изготовить новую аналогичную накладку. Один из представленных проектов получил благословение Патриарха, и к изготовлению приступили лучшие российские мастера. Над созданием нового высокохудожественного изображения трудилась целая команда компьютерных проектировщиков, технологов гальваники, скульпторов, ювелиров, эмальеров. Полный цикл занял порядка трёх месяцев. Первоначально были изготовлены рельефы из пластилина, потом проектировщики произвели компьютерное сканирование и доработку рельефов совместно с художниками. Затем формы были вырезаны в модельном пластике, с которых впоследствии были сняты формы для выращивания гальванопластики. Параллельно с этим трудились художники– эмальеры и художники филиграни. Все циклы были совершены на российском производственном оборудовании. Далее ювелиры обработали формы и произвели монтаж в единое изделие.

4 декабря, в день праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, российские специалисты прибыли в Иерусалим и после закрытия дверей Храма приступили к демонтажу имеющегося и установке нового изображения.

Полученный результат получил высокую оценку Блаженнейшего Патриарха Феофила, который в письме на имя руководства Фонда выразил искреннюю благодарность за новый завершенный проект. Одними из первых работу наших специалистов оценили сестры русского Горненского монастыря. Игуменья Екатерина (Чернышева) встретила во дворе Храма Гроба наших ребят, сразу спросила: «А это вы на Голгофе новое изображение под престолом сделали? Мы только что были, очень красиво». На следующую ночь на Голгофе святогоробская братия совершила божественную литургию. Отрадно осознавать, что в продолжающихся ремонтно-реставрационных работах в самом святом для сердца каждого христианина месте появился ещё один русский вклад от всей России.

В скором времени наши специалисты приступят к реставрации паникадила и семисвечника для голгофского алтаря. «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» Ис. 62.1