25 апреля 2023 года верующие встретили Радоницу, особый церковный праздник поминовения усопших. В этот день, а также два последующих, среди верующих принято обязательно посещать могилы родных, устраивать поминки и усердно молиться за близких, отошедших ко Господу.
Что же это за праздник? Какова его идея, и откуда не самом деле он берёт своё начало?
Радоница — день особого всецерковного поминовения усопших, который отмечается во вторник второй недели после Светлого праздника Пасхи. Пасха — это время исключительной радости для каждого человека: это праздник победы над смертью, праздник обретения вечной жизни. И для того, чтобы каждый человек мог разделить великую «радость» Воскресения Господня с покойными родными, Церковь и отмечает Радоницу. От слова «радость» праздник и берёт своё название. В дни Радоницы принято особенно усердно молиться за умерших, ведь считается, что наша молитва способна облегчить жизнь покойных родных по ту сторону.
Однако, вопреки популярному мнению, Радоница берёт своё начало ещё с дохристианских времён, ведь традиция поминать усопших существовала ещё в архаичных верованиях славян. У древних славян существовал целый цикл поминальных дней, который, по некоторым сведениям, имел схожее называние — Радуница. Этот цикл был приурочен к приходу весны и длился примерно неделю. В такие дни было принято «радовать» покойников, задабривать их — на могилах в честь умерших произносились хвалебные тосты, часть вина выливалась на землю, на могилах ославлялась еда. Многие из этих языческих традиций дожили и до наших дней.
Сегодня мы видим, как в нашей культуре благополучно ужились сразу два пласта — языческий и христианский. Как и сотни лет назад, мы оставляем на могилах родных еду, произносим поминальные тосты. Православная Церковь видит в этой традиции совершенно иной смысл, нежели тот, что был изначально в неё заложен. Еда — это лишь форма милостыни покойным, которая должна делать добрее, в первую очередь, нас самих. Однако важно помнить: без искренней, чистой и живой молитвы поминальный обед не несёт для усопших никакой ценности.