Ð?горь Машков

[vc_row rt_row_background_width=”default” rt_row_style=”default-style” rt_row_borders=”” rt_row_paddings=”true” rt_bg_effect=”classic” rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”cover” rt_bg_position=”right top” rt_bg_attachment=”scroll” rt_bg_video_format=”self-hosted”][vc_column rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”auto auto” rt_bg_attachment=”scroll”][vc_column_text]

Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде.
Леонардо да Винчи

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row rt_row_background_width=”default” rt_row_style=”default-style” rt_row_borders=”” rt_row_paddings=”true” rt_bg_effect=”classic” rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”cover” rt_bg_position=”right top” rt_bg_attachment=”scroll” rt_bg_video_format=”self-hosted”][vc_column width=”1/4″ rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”auto auto” rt_bg_attachment=”scroll”][vc_single_image image=”2861″ img_size=”full”][/vc_column][vc_column width=”3/4″ rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”auto auto” rt_bg_attachment=”scroll”][vc_column_text]В истории Отечества немало славных страниц. Со всей очевидностью мы должны признать, что интерес к истории России вспыхнул в последние годы в нашем обществе столь же ярко, как и в те годы, когда появилась «Ð?стория государства Российского» Н.М. Карамзина, открывшего, по словам Пушкина, древнюю Россию, как Колумб Америку.

Вслед за плеядой художников старой школы: В.Ð?. Суриковым, Ð?.Е. Репиным, М.В. Нестеровым, А.М. и В.М. Васнецовыми, чьи громкие имена составили славу отечественного искусства, и в век двадцатый появились живописцы, готовые воспеть страницы великой истории России.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row rt_row_background_width=”default” rt_row_style=”default-style” rt_row_borders=”” rt_row_paddings=”true” rt_bg_effect=”classic” rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”cover” rt_bg_position=”right top” rt_bg_attachment=”scroll” rt_bg_video_format=”self-hosted”][vc_column rt_bg_image_repeat=”repeat” rt_bg_size=”auto auto” rt_bg_attachment=”scroll”][vc_column_text css=”.vc_custom_1677769899413{padding-top: 0px !important;}”]Одним из таких художников является Ð?горь Машков. Уже в начале творческого пути, выставляясь на Всероссийских и московских выставках, он запомнился широкому зрителю по циклу картин, связанных с историей допетровской Руси. Яркие и динамичные, насыщенные правдивыми историческими образами и деталями, эти полотна — «Опричный двор царя Ð?оанна Грозного. XVI в» (1990 г.), «Царь Ð?оанн Грозный на охоте» (1999 г.), «Соколиная охота царя Алексея Михайловича» (1990 г.), «У проездной башни Белого города. XVII в» (1991 г.), и др. — открывали зрителю доселе малоизвестные страницы жизни и быта московской Руси.

Надо отметить, что история допетровской Руси и особенно эпоха «Тишайшего» царя – любимый исторический период Ð?. Машкова. «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Последняя встреча» (1993г.) — дипломная работа художника, связанная с историей отношений двух ярких исторических личностей и с трагическим событием – расколом русской Православной церкви. Посещая Теремной дворец Московского Кремля и Ново-Ð?ерусалимский монастырь, вглядываясь в парсуны Государя и Патриарха, художник пытался воссоздать глубину события и скрытый (но читаемый) накал страстей. Рецензент картины – выдающийся российский историк искусства Н.Н.Третьяков, помимо правдоподобности сюжетной линии отметил, к удивлению почтенной комиссии, «особый старомосковский воздух, переданный кистью и талантом автора». В особой чести у царя Алексея Михайловича была охота. Страстный охотник,он много времени уделял «соколиной забаве» — охоте на пернатую дичь. Свою любовь и знание темы государь отразил в «Уряднике сокольничья пути».[/vc_column_text][rt_image_carousel images=”2869,2870,2871,2872,2873,2874″ carousel_layout=”3″ img_height=”600″ crop=”true” nav=”true” dots=”false” autoplay=”true” timeout=”3000″ lightbox=”true”][vc_column_text css=”.vc_custom_1677769084395{padding-top: 15px !important;}”]«Соколиная охота царя Алексея Михайловича»(1990г.) — картина, написанная Ð?.Г.Машковым под ярким впечатлением от этой книги и от самого места охоты – жемчужины усадебной архитектуры – Коломенского.

Ð? конечно фундаментальным трудом является работа Ð?. Машкова над художественно-исторической серией «Ð?стория русского православного паломничества», написанная по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Патриарха Кирилла. Картины этой серии знакомят зрителя с благочестивыми русскими паломниками от Святой равноапостольной княгини Ольги до наших дней. Это картины: «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь» (2001 г.), «Ð?гумен Даниил у Гроба Господня» (2002 г.), «Паломничество преп. Антония Киево-Печерского на Афон в 1015 г.» (2003 г.)[/vc_column_text][rt_image_carousel images=”2876,2877,2878″ carousel_layout=”3″ img_height=”700″ crop=”true” nav=”true” dots=”false” autoplay=”true” timeout=”3000″ lightbox=”true”][vc_column_text css=”.vc_custom_1677769158943{padding-top: 15px !important;}”]В истории искусства известно не так много имен художников, работающих в тематике христианского Востока. Далекие Египет и Палестина манили к себе и вместе с тем не принимали случайного, лукавого бытописца. Русские паломники ходили в святую землю со времен игумена Даниила и оставляли свои описания и зарисовки, (хождения) и картины на сюжеты из Священной истории. В течение нескольких лет работы в Паломническом центре Московского Патриархата посчастливилось и Ð?горю Машкову побывать в тех святых местах. Поездки в Ð?ерусалим, Вифлеем, Назарет на Галилейское и Мертвое моря, Синай (монастырь святой Екатерины), по христианским святыням Египта были не только паломническими, но и творческими. Написан целый ряд натурных этюдов, портретов, собраны уникальные материалы.

Есть в серии и описания российских паломничеств : «Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II на Валаам. Остров Крестовый (Святой)» (2002г.), «Паломничество Петра I на Соловки» (2007 г.) и др. По выражению А.С.Пушкина «Пётр Великий — один есть всемирная история».

Серия и картины, написанные в паломнических поездках, многократно выставлялись на выставке – форуме «Православная Русь», в Московском Кремле, в Доме Правительства РФ, в Московской Городской Думе и в галерее «Паломник» ПЦМП. Более десяти лет поисков и открытий, трудов и откровений было пройдено на пути создания этой серии. Как писал преподобный Варсонофий Оптинский: «У художников в душе есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк религиозного мистицизма».

Ð?зучая историю России, мы рассматриваем личности, оцениваем события, погружаемся в эпохи. Ð? всякий раз стараемся рассмотреть под завесой минувшего ответы на вопросы, терзающие нас сегодня. Размышляя над этим, художник говорит: «Работая над исторической картиной, необходимо уметь передать живым, доходчивым языком саму суть события, весь его смысл. Ð? знание детали прошедшей жизни, умение проникать в изображаемую эпоху здесь как нельзя кстати. Каждый художник, учась у предшественников, сам создаёт законы композиции. Как музыканту необходима нотная грамотность, так историческому живописцу необходимы знания законов композиции. А этому учит лишь академическая школа.». Всю полноту исторического минувшего он воспринимает как неотъемлемую часть современной жизни. Мастер понимает, что отражение в искусстве великого прошлого Отечества – это и ответ тем людям, кто сегодня пытается толкать народ к забвению его многовековых традиций и его православного пути.[/vc_column_text][rt_image_carousel images=”2882,2883,2880″ carousel_layout=”3″ img_height=”900″ crop=”true” nav=”true” dots=”false” autoplay=”true” timeout=”3000″ lightbox=”true”][vc_column_text css=”.vc_custom_1677769349858{padding-top: 15px !important;}”]К числу несомненных заслуг Ð?. Машкова надо отнести ярко проявившееся в его картинах стремление освободиться от традиционной ограниченности сюжетов, являющих лишь вершину исторического айсберга. Отсюда выбор сюжетов для исторической серии «Путь ко Граду Небесному», где ключевые в духоносном плане события истории российской выстраиваются в единую линию. Это картины: «Чаша Великого князя Александра Невского (в Золотой Орде у хана Батыя и сына его Сартака)» (2008 г.), «Великая княгиня Ольга и сын её Святослав (проводы из Вышгорода в Новгород)» (2008 г.), «Переселение запорожцев на Кубань в 1792 году» (2007 г.) и другие. Отсюда и непреходящий интерес художника к истории казачества российского, воспетой им в ряде портретов и исторических полотен: «Посольство Ермака к Ð?оанну Грозному» (1988 г.), «Генерал Бакланов на Кавказе» (1995 г.), «Казаки. Походная песня» (1994 — 2001 гг.), «Предвестие грозы. Проводы на Первую мировую войну. (2014-2016гг.). В работе над историческими холстами художник следует наставлению Ð?. Репина: «…Красота дело вкусов; для меня она вся в правде.»

Ð?горь Машков родился в Москве в 1967 году. Его творчество и взгляды на жизнь формировались в 1980-1990-е годы. В 1985 году он окончил Московскую среднюю художественную школу при Московском Государственном художественном институте имени В.Ð?.Сурикова. Тогда же он получает диплом Академии художеств СССР I степени за картину «Царь Петр I и царевна Софья» (1985г.) , которая экспонировалась на Всесоюзном конкурсе профессиональных средних учебных заведений.

С 1985 по 1987 гг. Ð?. Машков проходит срочную службу в рядах ВС СССР. Служить пришлось в России и в Белоруссии. После Чернобыльской катастрофы 1986 года он был направлен в полк радиационно-химической разведки города Старые Дороги, где и принимал участие в ликвидации последствий аварии. Демобилизовался рядовым, старшим химиком-разведчиком, отличником Советской Армии. Два года, проведённые им в Советской армии, надолго вырвали из увлекательного творческого процесса, но не притупили, а лишь обострили тягу к учению и постижению тайн искусства.[/vc_column_text][rt_image_carousel images=”2884,2885,2886″ carousel_layout=”3″ img_height=”900″ crop=”true” nav=”true” dots=”false” autoplay=”true” timeout=”3000″ lightbox=”true”][vc_column_text css=”.vc_custom_1677774209902{padding-top: 15px !important;}”]С 1987 года удалось продолжить обучение в МГХÐ? им. Сурикова. Молодой художник совершенно осознанно, выбрал мастерскую портрета под руководством профессора Ð?.С. Глазунова. В то время огромный интерес вызывало творчество этого яркого, ни на кого не похожего художника. Но главное, что остановило выбор на мастерской портрета, это крепкая профессиональная подготовка, копийная практика и стремление привить ученикам знания и любовь к высокому искусству. «Школа – это крылья художника» — говорил Ð?.С.Глазунов.

Ð?, как подарок судьбы, осенью 1988г. — поездка в Ð?спанию. Ð?скусство этой страны поразило студентов мастерской портрета. Музей Прадо с его великолепной коллекцией был их лучшим учителем. Тициан, Эль Греко, Веронезе, Сурбаран, Гойя притягивали и очаровывали. Но самым сильным потрясением стал Веласкес. Когда спустя двадцать лет Ð?. Машков вновь оказался в Прадо, полотна мастера восхищали с не меньшей силой, и хотелось часы проводить в его залах. Ð? вновь художник посетил Толедо с неподражаемым Эль Греко («Похороны графа Оргаса»), Сеговию с поражающим воображение Аль Касаром и могучий, и немного мрачный Эль Эскориал «дворец для Бога и келью для короля». Снова, как много лет назад, перед глазами вставали картины первого посещения этой чудесной страны, и воспоминания дарили яркие первые чувства, пробуждаемые искусством испанских художников и зодчих. Позже Ð?. Машков побывает в Ð?талии, Англии и Шотландии, Голландии и Бельгии, Франции, Греции, Дании и Швеции, Германии и Австрии, Чехии и Словакии и многих других странах. Увидит сокровища Лувра и Дрездена, Британских музеев и Папских дворцов. Но те, первые впечатления будут самыми яркими.

В 1989 Ð?.Машкова принимают в Союз художников России. В 1993 году он заканчивает учёбу в МГХÐ? имени В.Ð?.Сурикова. Дипломной работой в институте и подведением первых творческих итогов становится монументальное полотно «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Последняя встреча». Позже эта картина станет почти христоматийной, как и «Соколиная охота царя Алексея Михайловича». Трудно найти издание о семнадцатом веке и, тем более, о царской охоте, где не публиковались бы эти произведения.

А в 1995 году поворот судьбы привел его в Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Руководители мастерской, академики и народные художники СССР А.П. Ткачев и С.П. Ткачев, были широко известными мастерами. О творчестве художника они отзываются так: «Работы Машкова написаны внимательно и с любовью, в них чувствуется уверенная рука мастера. Они неординарны по решению». В это же время он участвует в конкурсной программе по росписи Храма Христа Спасителя. Одновременно происходит его становление как портретиста. Ð?.Г.Машков создаёт цикл портретов казаков, участников ансамбля «Казачий круг»; пишет прекрасный, наполненный любовью к русской музыкальной культуре портрет Фёдора Ð?вановича Шаляпина. Все его портреты отличает глубокое проникновение в суть человеческого бытия, любовь к России.

Ещё одна грань таланта Ð?горя Машкова – пейзаж, причём органично переплетающийся с историческими сюжетами. Нижний Новгород и Печоры, Москва и Дивеево, Волга и безымянные русские речки – это лишь малое в географии творческих поисков художника.

В короткий срок подпись «Ð?.Машков» на живописных полотнах становится узнаваемой и привычной для отечественных и зарубежных специалистов, любителей искусства. Он принимает активное участие в московских, всероссийских и зарубежных выставках, выставках товарищества художников «Москворечье» и «Русская живопись», а также провёл более пятидесяти персональных выставок в Московском Кремле, Московской Мэрии, Московской городской Думе, Администрации президента РФ, Российском Фонде Культуры, Московской Патриархии, Центральном доме художника, а также в Австрии, Греции и Монголии. Его картины находятся в музейных собраниях и частных коллекциях в России, Австрии, Германии, Франции, Японии, Китая, Монголии, Словакии, Ð?талии и других стран.

В Мадриде в 2007 году Ð?. Машков был удостоен чести писать с натуры портрет Главы Дома Романовых Е.Ð?.В. Великой княгини Марии Владимировны Романовой. В 2011м в Ватикане, работая над портретом понтифика, имел аудиенцию у Римского папы Бенедикта XVI. Писал многих общественных и политических деятелей и всегда старался угадать внутреннюю суть, душевную глубину портретируемого.

При этом искусство Ð?горя Машкова захватывает не драматургической полнотой «рассказа», а более таинственным свойством – способностью убедить зрителя, увлечь его сотворённой на холсте реальностью.

Пути по которым идёт к картине художник непредсказуемы, полны открытий и порой откровений свыше. Ð?горю Машкову довелось видеть схождение Благодатного Огня в Ð?ерусалиме, подниматься ночью на гору Моисея на Синае, спускаться в пещеру воскрешения Лазаря. Художник слышал «рокот космодрома» на ночном старте «Прогресса» на Байконуре. В поисках натуры он ездил на снегоходах по таёжным «усам» в Коми, ходил на карбасе по Белому морю, жил на охотничьих кордонах и в монгольских юртах. Ходил на лося, медведя и метко бил глухарей и косачей. Поднимался на горы Тянь-Шаня и спускался в пещеру Зевса на Крите и Кунгурские пещеры на Урале. Материалов из этих «походов» хватит не на одну сотню картин!

Безусловно интересными были труды художника в должности художественного руководителя Православного просветительского комплекса Паломнического центра Московского патриархата под мудрым духовным руководством владыки Марка (Головкова). С огромным интересом художественная общественность отнеслась к проводимым в ПЦ конкурсам «От Древней Руси к новой России». Сотни авторов из разных городов нашей необъятной Родины привозили свои картины и скульптуры, книжную графику и прикладное искусство. А счастливым победителям удалось побывать в Ð?ерусалиме и Египте, Риме и Константинополе. Ð?. Машкову довелось быть членом жюри конкурса и куратором творческих групп в этих паломничествах. Он считает, что основополагающими в своём творчестве всякий художник должен видеть слова Свт. Ð?гнатия Ставропольского: «Ð?стинный талант, познав, что Существенно-Ð?зящное — один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума Евангельский образ мыслей, а для сердца — Евангельские ощущения».

Художник идёт в ногу со временем. В 2014 году, в год воссоединения Крыма с Россией, в Феодосийской Национальной картинной галерее им. Ð?. Айвазовского прошла персональная выставка Ð?горя Машкова. Название выставки «Живая связь времен» не случайно. В своих картинах художник отражает события из истории Древней Руси, эпохи Петровских преобразований и новейшего времени. Тем актуальнее проведение выставки в Крыму в Год культуры Российской Федерации.

В настоящее время Ð?.Г. Машков – заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств и Международной Академии Культуры и Ð?скусства, Председатель Ассоциации художников Российского Дворянского Собрания. За последние годы им проведено более пятидесяти персональных выставок в России и за рубежом. Он автор портретов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла, Е.Ð?.В. Великой княгини Марии Владимировны Романовой, Папы Римского Бенедикта XVI и многих деятелей науки и культуры.

В своём творчестве художник стремится следовать великим предшественникам В.Ð?. Сурикову, Ð?.Е. Репину, В.М. и А.М. Васнецовым, М.В. Нестерову. А девизом своим видит слова русского историка Н.М. Карамзина: «…история предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».

Ð?. М. Ð?ловлинский[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]